Преследование мусульман в части
признания трудов исламских богословов экстремистскими происходит по
инициативе "сверху" - от власти, которая "использует религию, чтобы
остаться у руля", заявил сопредседатель совета Института свободы совести
Сергей Бурьянов в ходе "круглого стола" на тему: "Давление на
последователей Саида Нурси в России".
"Круглый стол" на тему: "Давление на последователей Саида Нурси в России" прошел 31 октября в офисе правозащитного центра "Мемориал" в Москве. Напомним, в 2007 году Коптевский районный суд Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма. В 2008 году Верховный суд России удовлетворил заявление генерального прокурора России о признании экстремистской организации "Нурджулар" (в ходе обысков у организации были изъяты книги Саида Нурси - прим. "Кавказского узла").
На основании этих вердиктов в Дагестане прошли обыски и задержания последователей Саида Нурси.
Бадиуззаман Саид Нурси (1876-1960) – известный в исламском мире
ученый-богослов курдского происхождения. Собрание его произведений
"Рисале-и Нур" (Трактаты Света), включающее 14 томов, представляет собой
оригинальный авторский тафсир (комментарий, толкование) Корана,
написанный современным для его времени языком и значительно отличающийся
от классических исламских трудов.
В
последнее время в обществе утихли разговоры об "экстремистских" учениях
Саида Нурси, в связи с чем "интерес к проблеме пропал", сказал директор
Центральноазиатской программы "Мемориала" Виталий Пономарев, отметив, что проблема признания той или иной литературы экстремистской глобальнее, чем кажется на первый взгляд.
"Антимусульманская кампания, проводимая силовиками и властью, вновь активизировалась в ряде регионов после убийства 19 июля заместителя муфтия Татарии Валиуллы Якупова.
Из-за нападок страдают прежде всего представители разных религиозных
групп. Почему у госинститутов сформировалось мнение о мусульманах как о
террористах? Люди хотят знать, почему их сажают всего лишь за чтение
книг. Что содержится в книге, почему она признана экстремистской, и несет ли она угрозу обществу, межэтнической, религиозной стабильности?" - сказал Пономарев.
По словам директора Центральноазиатской
программы "Мемориала", "антинурсистская" кампания, проводимая ФСБ,
началась в 1999. Тогда, по его мнению, "совпали два момента": военные
действия на Северном Кавказе, когда ФСБ была обеспокоена множеством
турецких преподавателей в вузах и колледжах на юге России, и
расследование в Турции громкого дела о религиозной организации Фетхуллы
Гюлена "Нурджулар", впоследствии признанной экстремистской.
"По словам силовиков, Гюлен пытался
создать армию боевиков и так называемое Всемирное исламское государство.
ФСБ была обеспокоена этим", - отметил Пономарев.
Большая часть акции против турецких
богословов прошла до середины 2000 годов, продолжил эксперт. Тогда
"спорить с федералами они не решались и уезжали", в крайнем случае,
преподавателей депортировали "за чтение книг Саида Нурси".
"В 2004 году в Омске была первая попытка
возбуждения уголовного дела по распространению книг Нурси. Тогда
человеку инкриминировалось "разжигание межнациональной розни", но
доказать что-либо обвинению не удалось. Эксперты не увидели ничего
экстремистского. В итоге был вынесен оправдательный приговор", -
рассказал Пономарев.
После трагедии в Беслане (1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслана - прим. "Кавказского узла") "антинурсисткая"
кампания в 2004-2005 годах вышла на новый виток: книги Нурси попали под
"горячую руку" ФСБ, посчитавшей, что в них содержатся призывы к
насилию, сепаратизму, разжиганию межнациональной розни, сказал
Пономарев.
Экстремистской литературой признавались все публикации автора, если хотя бы в одной его книге есть признаки экстремизма
"В 2007 году Коптевский районный суд
Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма, Верховный суд
удовлетворил решение, признав "Нурджулар" экстремистской организацией.
Тогда была создана целая конструкция по признанию той или иной
литературы экстремистской: с помощью придуманной формулировки: "Единый
комплекс психологического воздействия" экстремистской литературой
признавались все публикации автора, если хотя бы в одной его книге есть
признаки экстремизма. Интерпретировалось это тем, что "мягкие" книги
якобы готовят почву к прочтению более радикальных книг", - рассказал
Пономарев.
По стране, в частности, Северному
Кавказу, прокатились сотни обысков, были изъяты тысячи книг, многих
граждан посадили в тюрьмы, продолжил спикер.
"С помощью внедрения агентов и тайной прослушки ФСБ искала заговорщиков, желающих начать джихад в России. Но их так и не нашли. Попались публикации Саида Нурси, признанные экстремистскими", - подытожил Пономарев.
Как пояснил директор Центральноазиатской
программы "Мемориала", труды Саида Нурси были признаны в России
экстремистскими в связи с тем, что "90% цитат, использованных в
экспертном заключении, - это резкие высказывания в адрес безбожников".
"Это рассматривается как разжигание розни. Также есть странные оценки
метафор, образные выражения якобы настраивают читателей на
милитаристский лад. Есть книги, в которых эксперты не нашли ничего
экстремистского, но из-за "Единого комплекса психологического
воздействия" запрещена вся литература Нурси", - рассказал корреспонденту
"Кавказского узла" Пономарев.
По его словам "нурситский" ислам
отличается от традиционного только тем, что люди, помимо посещения
мечети, в кругу единоверцев читают учения Нурси. "Отличается
коллективным чтением. Предпочтительно чтение турецкого текста, но не все
знают и понимают язык. Далее люди обсуждают прочитанное", - пояснил
Пономарев.
Бурьянов: экстремистское законодательство работает неэффективно и требует пересмотра
По мнению сопредседателя совета Института свободы совести Сергея Бурьянова,
преследование мусульман в части признания трудов исламских богословов
экстремистскими происходит по инициативе "сверху", от власти.
"Проблемы должны решаться в пределах
Садового кольца Москвы. Власть использует религию, чтобы остаться у
руля. Это наглядно видно в контексте избирательного процесса 2007-2008
годов, когда кремлевские политтехнологи проводили агитации у мечетей,
требовали у "традиционно исламских" муфтиев агитировать прихожан
голосовать за партию власти. Тех, кто не хотел играть в политические
игры, признавали экстремистскими и закрывали. Приверженцы Саида Нурси
неподконтрольны власти. Кроме того, традиционному исламу не нужна
конкуренция в религиозном обществе", - сказал Бурьянов.
Теперь преследование стало осуществляться на законных основаниях, но не на правовых. Налицо нарушение прав человека
Бурьянов отметил, что в законе об
экстремистской деятельности нет юридического описания действий
преступников. "Если нет определения, то закон будет применяться по
указанию, то есть можно засадить куда угодно и кого угодно", -
считает сопредседатель совета Института свободы совести.
В
2008 году, по словам Бурьянова, "ФСБ напечатала документ "О проблеме
экстремизма под прикрытием ислама". "Теперь преследование стало
осуществляться на законных основаниях, но не на правовых. Налицо
нарушение прав человека", - считает эксперт.
Бороться с нарушениями Бурьянов
предлагает с помощью пересмотра экстремистского законодательства либо
его отмены. "Оно работает неэффективно", - считает он.
Кравченко: по числу осужденных сторонники Нурси - на втором месте в России
"В последние годы в отношении
последователей Саида Нурси все чаще применяется экстремистское
законодательство. Наибольший размах - в прошлом году. Это запреты
организаций, осуждение верующих на
реальные сроки – до полутора лет. В 2011 году "нурсийцы" обогнали по
числу осужденных даже "лимоновцев", заняв, по нашим подсчетам, второе
место. Мы не считаем литературу Нурси экстремистской, его приверженцы -
сторонники мирного сосуществования с другими религиями и течениями
ислама", - заявила сотрудник информационно-аналитического центра "СОВА" Мария Кравченко.
Андрей Дедков, мусульманин,
обвиненный в 2008 году в экстремизме, призвал к тому, чтобы люди
перестали делить мусульман на приверженцев традиционного ислама и Саида
Нурси.
"Все мусульмане – братья, последователи
Мухаммада. Расхождение учения Нурси с традиционным исламом состоит в
том, что он боролся духовно с безбожием, посвятил этому жизнь и не
причислял себя к каким-то течениям и политике", - считает Дедков.
"В 2008 году я принял ислам, и сразу на
меня началось давление. После создания правовой базы – дискредитация,
преследования. Мое дело проходило с огромным количеством нарушений –
подделка подписей, доказательств. Судья игнорировала наши доводы и даже
позволяла себе отпускать шутки – мол, одни хотели защищаться, вот до сих
пор сидят", - сообщил Дедков.
По словам Дедкова, в его действиях не
было ничего противозаконного – вместе со сподвижниками они собирались,
пили чай и разговаривали о вере. В конечном итоге дело Дедкова было
прекращено в связи с истечением срока давности.
"Книги Саида Нурси изучаются во всех
странах мира. Они не несут угроз обществу. Даже премьер-министр Труции
Эрдоган говорил: "Нурси - совесть турецкой нации, и без него не было бы
Турции. Эту совесть запрещают в России", - полагает издатель турецкой
литературы, переводчик Сергей Михайлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий